Скулшутинг – это вооруженное нападение обучающегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Синдром Вертера – научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных.

Подростки наиболее подвержены влиянию. Именно по этой причине субкультура «Колумбайн» так быстро набрала обороты и получила немалое количество последователей.

Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда обучающийся московской школы застрелил учителя география и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников.

После этого СМИ стали все чаще писать о стрельбе в школах, а в 2018 году случилось  два инцидента за одну неделю. Сначала в Перми двое подростков ранили холодным оружием 15 человек в школе, затем в Улан-Удэ вооруженный топором школьник нанес травмы учительнице и нескольким обучающимся, а также поджег классную комнату. Сред последних подражателей – Владислав Росляков (Керченский стрелок»).

После таких вопиющих случаев появилось новое определение – «субкультура Колумбайн».

«Колумбайн» это название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Этот случай получил широкий общественный резонанс. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.

Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершали поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета. Именно по этой причине субкультура «Колумбайн» так быстро набрала обороты и получила немалое количество последователей.

ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ ДЕТЬМИ «СКУЛШУТИНГА»:

Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу.

Среди внешних факторов можно выделить:

  • отсутствие внимания родителей к ребенку;
  • ссоры с членами семьи;
  • трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами;
  • буллинг (травля) – агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны других членов коллектива или его части;
  • смерть родственников и друзей;
  • доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме;
  • интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга».

К внутренним факторам следует отнести:

  • депрессивное состояние ребенка;
  • внушаемость и ведомость ребенка;
  • психические отклонения у ребенка. 

НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

  • дети, которые воспитываются в семьях, где царит насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество;
  • родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами ребенка, могут спровоцировать развитие пассивной агрессивности в нем;
  • отсутствие у ребенка общения со сверстниками может стать причиной появления у него серьезных психологических проблем;
  • сверстники ребенка обзывают, дразнят и бьют его, портят вещи или отбирают деньги, распространяют слухи и сплетни про него;
  • нападение на обучающихся в России часто совершаются с использованием холодного оружия, поскольку нож ребенку достать проще, чем огнестрельное оружие;
  • под влиянием компьютерных игр ребенок может утратить чувство реальности и не видеть разницы между убийством человека в игре и его смертью в реальной жизни;
  • ребенок, планирующий нападение на своих сверстников, как правило, в сети Интернет  поддерживает общение с другими последователями идеологии «скулшутинга».

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

  • станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым, уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками;
  • учите ребенка общению с людьми вне Интернета;
  • организуйте досуг ребенка во внеучебное время;
  • тесно взаимодействуйте с педагогами ребенка, чтобы знать о его проблемах;
  • не храните огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для ребенка;
  • контролируйте действия ребенка в социальных сетях, установите и оцените его круг общения;
  • обратитесь за помощью к специалисту (психолог, психотерапевт) в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.